Газета «Республика Башкортостан»

На службе интересов мари

В Шаранском районе отпраздновали 20-летие общества марийской культурыВ начале 90-х годов прошлого столетия, во время перестройки, охватившей все уголки Советского Союза, начался не только парад суверенитетов республик и областей. На волне роста национального самосознания повсеместно возникали общественные формирования, направленные на возрождение и дальнейшее развитие национальных культур.

Автор: Раиль МУСИН. Шаранский район.
версия для печати
В СЕМЬЕ ЕДИНОЙНа службе интересов мари В Шаранском районе отпраздновали 20-летие общества марийской культуры В начале 90-х годов прошлого столетия, во время перестройки, охватившей все уголки Советского Союза, начался не только парад суверенитетов республик и областей. На волне роста национального самосознания повсеместно возникали общественные формирования, направленные на возрождение и дальнейшее развитие национальных культур.

Общество марийской культуры в Шаранском районе образовалось в 1990 году (тогда же в Йошкар-Оле состоялся

I Всемарийский съезд). В ноябре того же года шаранские марийцы первыми в Башкортостане собрались, чтобы обсудить вопросы сохранения и развития своей самобытной культуры. Для достижения этих целей и было создано общество «Марий ушем» («Союз марийцев»). Его бессменным руководителем с той поры является Александр Асмаев, медик и педагог в одном лице. В настоящее время он работает собственным корреспондентом республиканской газеты «Чолман».

— Воодушевленные решениями Всемарийского съезда, мы поставили тогда перед собой немало задач, — вспоминает Александр Акбатырович. — Среди них, прежде всего, — сохранение и развитие языка и культуры, изучение традиций народов мари, вовлечение в эту работу молодых людей. Жизнь, помнится, стремительно менялась, и потому в планы вносились определенные коррективы, хотя приоритет остался неизменным: развитие самобытности марийского народа.

«Марий ушем» выступило в поддержку национального искусства. В итоге был создан районный фольклорный ансамбль «Ош пеледыш» («Белый цветок»), который сегодня носит звание народного. Встал вопрос и о поднятии качества преподавания марийского языка в школах — регулярно начали проводиться конкурсы на звание «Лучший кабинет марийского языка», сочинений учащихся на самые актуальные темы, методические семинары учителей родного языка с приглашением коллег из других районов, пополнялись школьные библиотеки книжной продукцией из Республики Марий Эл. А проведение юбилейных торжеств в честь знаменитых земляков — поэтов Шадта Булата, Давлета Исламова, марийского просветителя Павла Глезденева в немалой степени способствовали укреплению чувства гордости за свой народ.

Сегодня в Шаранском районе никого не удивишь проведением возрожденных праздников, будь то Рождество, Масленица, День марийской письменности, обряд Арапа (сходный с мусульманским «Карга боткасы» — «Грачиная каша»). Теперь в марийских селениях массовыми стали объединяющие людей так называемые кооперативные праздники, которые сегодня называются «Диын».

Много внимания уделяется укреплению связей с другими районными обществами марийской культуры, с общественными организациями республики Марий Эл. Марийское население района в настоящее время получает периодические издания на родном языке. В библиотеках создаются фонды национальной литературы. В клубах, школах, детских садах подрастающее поколение воспитывается в лучших традициях марийского народа. Участие марийцев в органах самоуправления, возрождение веры, благоустройство и развитие марийской деревни также в кругу интересов «Марий ушем». Если два десятилетия назад самодеятельные артисты марийских деревень жаловались на незнание национальных песен и танцев и зачастую в репертуар вносили татарские и русские произведения, то сегодня в их репертуаре — все достижения культуры народов мари.

В Шаранском районе дружно сосуществуют представители пяти национальностей: башкиры, татары, марийцы, русские, чуваши. Марийцы среди них составляют двадцать процентов населения и компактно проживают в Акбарисовском, Нуреевском, Старотумбагушевском, Мичуринском, Зириклинском, Писаревском сельских поселениях, а также в селе Шаран. Народы мари отличаются исключительным трудолюбием, упорством, сплоченностью, успешно трудятся во всех жизненных сферах, занимают порой самые высокие посты. Они по праву гордятся достижениями соплеменников. Уроженка деревни Сакты легендарная бегунья Рима Баталова, например, тринадцать раз становилась чемпионкой параолимпийских игр.

Недавно в деревне Янгаулово отмечали двадцатилетие общества «Марий ушем». Многочисленные гости много добрых слов сказали в адрес руководителей, активистов движения, пожелали дальнейших успехов в развитии культуры своего народа. В концертной программе выступили юные артисты местной начальной школы. Это стало добрым знаком: сила народа — в молодом поколении.

Общество марийской культуры стало первой ласточкой в деле возрождения подобных общественных формирований. Впоследствии в районе в 1997 году было создано общество татарской, затем — башкирской, чувашской и русской культур. Сегодня они в большом согласии, дополняя друг друга, работают на благо жителей района.

Опубликовано: 14.12.10 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   

Написать комментарий



Вернуться