Газета «Республика Башкортостан»

Храм в России — символ Отечества

В Белебеевском районе восстанавливается Ильинская церковь, построенная 180 лет назад

Старенький, списанный лет десять назад монастырский «уазик» свернул с асфальта и уже минут двадцать скакал по давно забытой дорожниками грунтовке.

Автор: Анна МОСКАЛЕЦ, г. Белебей.
версия для печати
ДУХОВНОСТЬ Храм в России — символ Отечества В Белебеевском районе восстанавливается Ильинская церковь, построенная 180 лет назад

Старенький, списанный лет десять назад монастырский «уазик» свернул с асфальта и уже минут двадцать скакал по давно забытой дорожниками грунтовке. Лихо обогнув небольшую рощицу, он, наконец, остановился. Я вышла из машины и… замерла. От открывшейся так внезапно красоты перехватило дыхание, мгновенно забылись все нюансы поездки. Бескрайние поля, покрытые разноцветьем трав, редкие перелески, зеленые холмы, белые пушистые облака в высоком, пронзительно-синем небе. И в самом сердце этой великолепной, созданной самой природой картины она — величественная старинная церковь. Под алтарной стеной два роскошных куста цветущей сирени, в колышущемся от летнего зноя воздухе слышится жужжание пчел, где-то поблизости журчит ручей. Это Рябаш — подворье женского монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев п. Приютово. Таким я увидела его впервые в июне 2006-го.

Из глубины веков

История старинного Рябаша начиналась благополучно. На богатой и гостеприимной белебеевской земле селение это возникло стараниями семьи Осокиных, перевезших сюда в начале XIX века своих крепостных крестьян — выходцев из центральных российских губерний. В 1827 году госпожа Осокина построила здесь каменную церковь в честь пророка Илии. Она и дала название селу — Ильинское, ставшему центром Ильинской волости Белебеевского уезда. Приход состоял из села и тринадцати деревень — всего «четыре тысячи душ обоего пола».

Осокина проявляла немалую заботу о селе, его жителях и храме. По свидетельству некоторых исследователей, на нужды церкви помещица давала сто рублей в год ассигнациями и сто четвертей хлеба. В 1849 году настоятелем Ильинского храма стал соборный протоиерей Василий Никанорович Сперанский. Этот замечательный человек много сделал для развития народного образования в Белебее и Стерлитамаке. Он организовал первую инородческую школу, содержавшуюся на его средства, перевел на марийский язык Евангелие. Была открыта школа и в Ильинском. Отец Василий заботился не только о духовном просвещении народа. Кроме Закона Божия ученикам преподавались гражданская история, литература, грамматика, арифметика, рукоделие. Кроме того, Сперанский заведовал тюремными часовнями в Белебее и Стерлитамаке.

Славная история села продлилась целое столетие. Когда-то Ильинское-Рябаш отличалось своей благоустроенностью и процветанием. Теперь многие узнают о нем благодаря списку новомучеников и исповедников, причисленных к лику православных святых Юбилейным Архиерейским собором в 2000 году. В их числе иеромонах Максим (Попов), священник Ильинского храма села Рябаш...

Последний настоятель Мефодий Григорьевич Попов — будущий иеромонах Максим — родился в большой зажиточной семье мордовских крестьян. В начале 1900-х годов он венчался и устроил свою семейную жизнь в глубоко православном духе. Но мирное течение жизни молодой семьи Поповых прервала революция. Потеряв землю и хутор, а также жену и отца, Мефодий Григорьевич дал обет безбрачия. В 1926 году управляющий Уфимской епархией епископ Давлекановский Иоанн (Поярков) постриг его в монашество с именем Максим и возвел в священнический сан.

Свое служение отец Максим начал в Сергиевском женском монастыре, в десяти километрах от Белебея. Но длилось оно недолго. Власти закрыли монастырь и организовали в нем колонию для беспризорных. Остаться для службы в храме разрешили только отцу Максиму с его детьми и десяти монахиням. Ютились они в двух сторожках при храме. Крестьяне из окрестных деревень привозили дрова и скудные припасы, матушки готовили пищу на костре.

Такая жизнь, полная испытаний и скорбей, продлилась два года. Когда храм закрыли, отца Максима отправили служить в Пророко-Ильинскую церковь села Рябаш. Постоянного жилья у него не было. Жить приходилось у верующих крестьян, переходя из дома в дом. Прихожане запомнили его строгим постником и добрым пастырем. Отца Максима и одну из монахинь арестовали по заявлению корреспондента златоустовской газеты «Пролетарская мысль». Власти задумали провести грандиозную провокацию со всенародным отречением священнослужителя от Бога, но он решительно отказался от такой затеи. 25 октября 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Башкирской АССР осудила арестантов за «антисоветскую агитацию». Из обвинительного заключения: «В обостренной классовой борьбе в деревне на базе сплошной коллективизации священник Попов М. Г. и монашка Шестаева Е. В. вели систематическую антисоветскую агитацию среди крестьян деревни Рябаш и окружающих населенных пунктов, направленную, главным образом, против колхозного строительства. Своей агитацией они сумели добиться массового выхода из колхоза. Священник виновным себя не признал».

Местом заключения иеромонаха Максима стал лагерь в Холмогорском районе Архангельской области. Весной 1934 года во время разлива Северной Двины лагерь затопило, многие заключенные погибли. Отец Максим тяжело заболел. Администрация лагеря разрешила забрать умирающего домой, но приехать за ним было некому да и не на что. Преподобномученик Максим отошел ко Господу в доме верующего крестьянина в деревушке рядом с лагерем. Похоронили его на сельском кладбище по христианскому обычаю.

Новейшая история

С 1931 года храм больше не открывался. Постепенно стало умирать и село. Ильинское-Рябаш и часть деревень исчезли во времена хрущевских сельскохозяйственных проектов вместе с сотнями других «неперспективных» сел и деревень. Храм пришел в полное запустение. Чьи-то безжалостные руки вырвали оконные рамы и решетки, сняли двери, сорвали крышу. Открытый всем ветрам и ливням, храм стал быстро разрушаться. Но погибнуть ему было не дано. В 2005 году по благословению владыки Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского, он был передан в качестве подворья женскому монастырю в честь святых Царственных Страстотерпцев.

Восстановлением храма занялись практически сразу же. Появились окна, двери, решетки, временная кровля. Взялись было ремонтировать треснувшие стены, но выяснилось: фундамент в катастрофическом состоянии. Предстояло реставрировать его в кратчайшие сроки, до наступления морозов, чтобы стены не обрушились, буквально по крупицам. Справились. Успели. И не только это. Внутри храма подняли уровень пола и частично залили бетоном, подготовили его к заключительным работам. В алтаре сделали черновую штукатурку, восстановили в первоначальных размерах солею и амвон.

Огромную помощь оказывают приютовские нефтяники и некоторые белебеевские предприятия, предоставляющие транспорт и технику. Полностью курирует реставрационные работы общество с ограниченной ответственностью «Корунд» под руководством Александра Козорезова. Акционерное общество «Керамика» выделило кирпич специальной формы для восстановления карниза. Помогает, чем может, Белебеевский МУЭС, компания «Баштрансгаз». А вот финансовой поддержки нет — восстановление идет за счет скудных средств монастыря и частных пожертвований. Только однажды, рассказывает настоятельница монастыря монахиня Евтропия, несколько компаний сбросились и перечислили шестнадцать тысяч рублей. «Слава Богу и за это, — говорит матушка, — но требуются-то миллионы».

Конечно, из-за острой нехватки средств возрождение святыни идет крайне медленно. И все же сделано немало. В планах — завершение восстановления храма, строительство жилых корпусов для сестер, гостиницы и монастырской лечебницы для многочисленных паломников, приезжающих за исцелением. Мечтает настоятельница развить пчеловодство, рыбоводство и садоводство, может быть, заложить дендрарий. Начало этому уже положено: на церковной территории посажено более ста видов новых, ранее не произраставших здесь растений.

— Если Господь благословит, то все у нас получится, — говорит матушка Евтропия. — И люди добрые найдутся, помогут. Конечно, самим нам не поднять такое великое дело. Монастырь ведь один, доходы небольшие, а храмов на нашем попечении четыре. Это не только Ильинское-Рябаш, но и храм в Андреевке Аургазинского района — памятник истории и архитектуры, построенный по столичному проекту. Он такой единственный в Башкирии. А еще Скворчиха под Ишимбаем — место земной жизни святой блаженной Варвары Скворчихинской, мощи которой хранятся у нас в приютовском храме. А также гибнущий храм в старинном селе Елизаветино Белебеевского района. Благое дело нужно делать всем миром, как когда-то на Руси.

Одно странное явление сегодня приходится наблюдать. Как говорит настоятельница, больше помочь стараются приезжие, а не те, кто живет в этих местах всю жизнь. Часто к разрушенным храмам приходят потомки тех, кто когда-то уничтожал и осквернял святые места. Рассказывают о своих предках, выпивают пиво, тут же оставляют бутылки. К просьбам о помощи эти люди остаются глухи. Даже камень с места на место передвинуть не хотят, — сетует матушка. — А ведь это искупление грехов. Люди потому и болеют сегодня, что нет покаяния, нет искупления за совершенное.

Вместо послесловия

Крошечный монастырь — двенадцать сестер, которые смотрят в будущее с верой и надеждой на то, что святые места будут обустроены. Монахини готовы принять любую помощь — добровольный труд студентов в каникулы, отпускников или безработных, пожертвования предприятий. Ведь здесь молятся не только за себя — за всех, кто по незнанию или умышленно жил неправедно. Каждый храм, монастырь — по сути, фабрика, очищающая наше общее жизненное пространство. Ведь если бы видел человек, как молитва смывает черноту с души, то стоял бы на коленях и день и ночь, лишь бы избавиться, наконец, от страшного груза «заработанных» в годы безбожия проблем и пороков. Построить храм — значит помолиться о собственном спасении, о светлом будущем детей и внуков. Рябаш ждет тех, кто внесет свою лепту в его возрождение.

Опубликовано: 09.08.07 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Социум
   

Написать комментарий

Вячеслав30-03-2015
Очень интересная и трогательная история.А нет информации про Елизаветино?
unnamed05-09-2010
БОГ в помощ


Вернуться