Газета «Республика Башкортостан»

Человек глубокой тишины

Актриса Туймазинского татарского драмтеатра Рима Ключарева — о театральных буднях и о том, почему она до сих пор решает задачки детям своих коллег

Актриса, режиссер, драматург, поэтесса — это все она, Рима Ключарева.
Актриса, режиссер, драматург, поэтесса — это все она, Рима Ключарева.
Автор: Венера АШИРОВА
Фото: из семейного архива
версия для печати
Актриса, режиссер, драматург, поэтесса — это все она, Рима Ключарева.

Рима Шагитовна родилась в Туймазах. Ее семья жила просто, скромно. Как поется в одной песне, «апельсинов не ели». Вся семья была музыкальной. И сама Рима с детства назубок знала деревенский репертуар. Нравилось ли ей выступать на сцене? «Мне это не было чуждо, — с улыбкой откликается она. — На сельские посиделки даже детей пропускали, если они умели частушки петь. Не выходишь в круг — иди спать!»

«Зацепилась»

Ей всё было интересно. В школе повезло с педагогами: они учили размышлять. Больше всего юная Рима любила математику. И всегда участвовала в олимпиадах. Вспоминает случай, когда училась в девятом классе и жила в интернате:


— Как-то нам задали на дом по алгебре огромный пример со множеством действий. Одноклассницы пытались его решить, но у них ответ не сходился. Я только собралась сесть за домашнюю работу, а они советуют: «Не трать время понапрасну, сходи к старшекласснику-отличнику, пусть поможет».


Когда он спросил, пробовала ли я сама решить, обманула его — до сих пор стыдно. Он сел за задачку, ответ был готов через несколько минут: «Минус 1 — как в ответе. Видишь, решается!». Я протянула руку за листком, а он смял его, сунул в карман и предложил мне решить пример самостоятельно. Что я потом и сделала. Этот случай стал для меня ориентиром в дальнейших жизненных ситуациях. Поняла, что надо быть честной до конца и не нужно полагаться на кого-то — все надо делать самой.


Профессия актера и режиссера творческая, но она, как и математика, требует точности и логики. Так что знание точных наук помогает мне в работе. Кстати, ко мне часто обращаются коллеги с просьбой помочь их детям решить задачу по алгебре или физике. Даже из Уфы звонят... Я соглашаюсь с радостью, потому что мне это нравится.


— Как же вы осмелились пойти в артистки?


— Сосед поехал в Стерлитамак поступать учиться на ветеринара, и я увязалась за компанию — выбрала культпросветучилище. Так случайно «зацепилась» за актерскую профессию.


Первая запись в ее трудовой книжке появилась в 1974 году. Риму Шагитовну как молодого специалиста приняли в только что открывшийся в Туймазах РДК «Родина». Пригласили играть в народный театр. Директор дома культуры посмотрел спектакль и сказал: «Сестренка, тебе нужно учиться». И она снова попала в поток: ее знакомые поехали поступать в Казанский институт культуры — и она с ними. Выбрала специальность «режиссер массовых мероприятий». Говорит, до конца не верила, что примут, ведь особо и не готовилась.


После окончания института из 100 выпускников только двоих направили педагогами по режиссуре в Елабужское театральное училище, в том числе Ключареву.


Затем трудилась на государственном радио в Казани. Тогда же появилась семья. А в 1990 году в Туймазах открылся профессиональный татарский драмтеатр. Рима Шагитовна приехала в отпуск. Директор театра, встретив ее, принялся уговаривать: «Вы очень нужны городу. У вас такой педагогический и режиссерский опыт!».

Если ты пустой внутри

С тех пор актрисой создано более 40 образов. Одна из любимых ролей — Цу в волшебной сказке «Журавлиные перья» японского драматурга Дзюндзи Киносита. Она о том, как слепая и властная страсть к наживе погубила любовь. Роль оценили не только зрители. В 1997 году Ключарева получила за нее звание заслуженной артистки республики, причем первой в своем театре.


— Актер — зависимая профессия, — говорит Рима Шагитовна. — Зависишь от режиссера, репертуара, каких-то ситуаций. Приходится подолгу ждать «звездной» роли. А пока ее нет, по капле собираешь в творческую копилку детали, которые в будущем помогут твоему герою стать живым и достоверным.


В театр я пришла уже «возрастной» актрисой. Мне было 40 лет, но выглядела очень молодо, ходила с двумя косичками. Наверное, это и позволило сыграть одну из моих первых и любимых ролей — 17-летнюю ханскую дочь Хамдию в драме «Ак калфак». Вмешался случай: первоначально роль досталась городской девочке, выросшей «в джинсах». Шла репетиция сцены, где Хамдия встречается с пастухом и передает через него письмо своему жениху. Но все выходило не так, как того требовал режиссер. Ему хотелось видеть на сцене интеллигентную девушку с манерами, мягкой походкой. И тогда я попросила: «Можно мне попробовать?» Рядом лежали какие-то занавески. Накинула одну из них, и получилось платье. Вышла на сцену. Одно движение рукой, взгляд... На другой день роль переписали под меня.

Я есть. Я работаю...

Жила в бараке напротив ДК «Родина». Дети болели, но она напоминала себе: «Ты же деревенская! Терпи...». Иногда казалось, что не сможет подняться. Но утром шла на работу. И снова улыбалась, как ни в чем не бывало. Можно сказать, что это была ее главная роль — не сломаться под ударами судьбы, не замечать насмешек, колебаний популярности, оставаться искренней, терпимой, верной себе и театру.


— Вы борец по натуре?


— Не думаю. В конфликтной, спорной ситуации отойду в сторону. К тому же на борьбу с негативом уходит драгоценное время. Лучше пообщаться с друзьями, почитать хорошую книгу, побыть наедине с природой, принять участие в интересных проектах... После этого рождаются стихи, сценарии, пьесы. Надо просто много работать.


Ключареву помнят как первого татарского диктора на местном телевидении. И как сценариста концертных программ для передачи на республиканском телевидении «Туган тел». Она автор и режиссер пьесы о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Ею подготовлены два авторских моноспектакля — «Журавлиный край» и «Весенние мелодии», выпущен сборник стихов, сыграна роль в короткометражном фильме «Отчий дом»... Этот перечень можно продолжать и дальше.


Что привлекает в этой маленькой, хрупкой женщине, которой недавно исполнилось 65 лет? В ней много глубокой тишины. Ей нужно время, чтобы ответить на вопрос. Она подбирает слова, чтобы точнее выразить свою мысль. С уважением относится к собеседнику. Ведет разговор не спеша, с достоинством. Это большая редкость в наше время.


— Актер должен быть интересен зрителю. Поэтому нельзя расходовать себя по пустякам, — говорит Рима Шагитовна.


Она искренно и нежно любит свой город. Радуется тому, что у нас есть театр и она там служит. Старается быть полезной людям. Для нее нет разницы, где выступать — в Башкирском театре оперы и балета или в маленьком клубе в деревушке в одну улицу.


Надо бы ценить таких людей. Одаривать вниманием, говорить хорошие слова, пока они рядом. Просто замечать. Чтобы услышать: «Я есть. Я работаю...»

Опубликовано: 21.03.19 (09:23) г. Туймазы
Статьи рубрики Культура
Сцена из спектакля «Легионер».   Сабантуй начинается с юрты.  

Написать комментарий



Вернуться