Газета «Республика Башкортостан»

И кульман становится компьютером

Молодым специалистам НПП «Мотор» важно иметь профессиональное чутьёВыпускникам Уфимского государственного авиационного технического университета, решившим работать в конструкторском отделе ОАО НПП «Мотор», необходимо знать, что самостоятельными конструкторами-компоновщиками они станут примерно через пять лет. Естественно, если будут усердно трудиться. Именно такой срок отводит на формирование полноценного специалиста ведущий инженер-конструктор бригады турбин Айрат Валитов. Единственный сотрудник конструкторского отдела предприятия, не променявший свой кульман на персональный компьютер.

Автор: Леонид ПАХОМОВ. Фото автора.
версия для печати
КАДРЫИ кульман становится компьютером Молодым специалистам НПП «Мотор» важно иметь профессиональное чутьё Выпускникам Уфимского государственного авиационного технического университета, решившим работать в конструкторском отделе ОАО НПП «Мотор», необходимо знать, что самостоятельными конструкторами-компоновщиками они станут примерно через пять лет. Естественно, если будут усердно трудиться. Именно такой срок отводит на формирование полноценного специалиста ведущий инженер-конструктор бригады турбин Айрат Валитов. Единственный сотрудник конструкторского отдела предприятия, не променявший свой кульман на персональный компьютер.

Люди для Айрата Валитова всегда были важнее техники.

Сам Айрат Хамитович такое решение объясняет просто: возраст уже не позволяет тратить время на освоение компьютерных программ. Гораздо важнее сейчас дать молодым ребятам, начинающим работать в НПП «Мотор», необходимый набор знаний, практических навыков и, главное, привить профессиональное чутье.

Главная сложность работы в том, что различные узлы авиационного двигателя — входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину, выхлопное сопло — разрабатывают отдельные бригады. Но в итоге все составляющие должны состыковаться в единую систему.

— Нарисовать можно хоть самого черта, — смеется Валитов, рассказывая о специфике профессии, — а вот изготовить — не всегда. Например, начертит молодой специалист проект детали, а гаечным ключом к ней не подобраться. Или вообще такую форму на станке не изготовить. Эти моменты нужно видеть уже на этапе проектирования.

Сегодня большая часть конструкторов бригады турбин — молодежь. Руководство предприятия ставит задачу подготовки квалифицированных кадров, устанавливая заработную плату молодых специалистов практически на уровне ведущих инженеров «Мотора».

— Работников с солидным стажем в нашей бригаде можно перечесть по пальцам одной руки, — продолжает Валитов. — Главные «художники» сегодня — молодое поколение, полтора десятка ребят. А мы, старики, следим, чтобы все их проекты могли воплотиться в металле.

Впрочем, к людям такой квалификации, настоящим профессорам авиационных двигателей, слово «старики» не подходит. Сегодня предприятий, подобных «Мотору», в нашей стране и с десяток не наберется. Поэтому специалисты со стажем работы в полвека, такой ясностью мысли и простором воображения, как Айрат Валитов, ценятся на вес золота. Лучших учителей для нового поколения российской технической интеллигенции просто не найти.

Оценивая творения своих подопечных, он прорабатывает компоновку двигателя в голове не хуже компьютера, во всех трех измерениях — помогает огромный опыт работы и суровая школа жизни.

Воспитанник двух детских домов: Юмагузинского, затем Стерлитамакского имени Ленина, Валитов в раннем детстве привык к самостоятельности. Тянувшийся к технике, он после школы успешно сдал вступительные экзамены в авиационный институт.

— Ребята из нашего детдома, уже поступившие учиться, приезжали на каникулы, рассказывали об институтах: нефтяном, медицинском, педагогическом,— вспоминает Айрат Хамитович, — а в авиационном из наших не учился никто. В 1957 году вместе со мной крылатый вуз закончили еще четверо детдомовцев. Трое из них, как и я, пришли на НПП «Мотор».

С этого времени вся жизнь связана с предприятием. Кстати, оно лишь на два года «старше» 53-летнего трудового стажа Айрата Валитова, образовано как опытно-конструкторское бюро № 26 Министерства авиационной промышленности СССР 26 сентября 1955 года. Коллективом ОКБ за время работы создано около 50 авиационных двигателей и их модификаций, из которых 24 выпускались серийно в ОАО «УМПО». Нужно ли говорить о том, что становление отечественной реактивной авиации прошло через руки и кульман-компьютер нашего героя?

Вот потому-то и нет сомнений, что благодаря таким учителям нынешнее молодое поколение может получить действительно блестящие практические навыки — было бы желание.

Опубликовано: 28.11.10 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
   

Написать комментарий



Вернуться