Газета «Республика Башкортостан»

Велика Россия, а парковаться негде

Когда реформы затеваются без участия профессионалов, они умножают проблемы

На стендах — контуры будущего Уфы.
На стендах — контуры будущего Уфы.
версия для печати
На стендах — контуры будущего Уфы.

Придется начать с удивительного совпадения. В тот самый день, 16 апреля, когда в Уфе открылись два, по сути, градостроительных форума: по ЖКХ, строительству и экологический, в «Российской газете» появилась колонка «Взгляд с 40-го этажа» заведующего отделом международных рынков капитала Института мировой экономики РАН Якова Миркина. Ученый-экономист будто заблаговременно сосканировал мысли выступавших в Уфе. Привожу часть текста колонки дословно: «У государства сегодня больше земли, чем до 1917 года (вместе с царской фамилией). Больше, чем по одному гектару на каждого живущего в России. Под свой дом нужно только 10 процентов этого. На этом пространстве земли можно устраиваться надолго, с высочайшим комфортом… Вместо стягивания людей в гигантские городские агломерации в 30 — 40 этажей, окно в окно. Эти дома-пластины через 10 — 15 лет будут иметь неприглядный вид. Как назвать то, что происходит в городском строительстве? Ответ — «мыльный пузырь», созданный раздутыми мощностями и погоней за прибылью. И еще эта насмешка над архитектурой и «человеческим» способом жизни».

Участники вышеназванных форумов, как и автор статьи, задаются вопросом: какой может быть «российская мечта» по поводу дома? И уфимцев в том числе?

В будущих дворах будет по-старому?

Велика Россия, а парковаться негде. Это открытие уфимцы сделали на днях, когда вступил в силу запрет парковаться на газонах. Одновременно возникли вопросы: что считать газоном, почему до введения штрафов не предусмотрели стоянки, не построили паркинги? Неужели даже в элементарных вопросах нельзя обходиться без шоковой терапии?


На выставке, проходящей вместе с форумами, немало экспозиций, свидетельствующих о том, что проекты будущего жилья не отвечают запросам горожан. Вот, например, экологическая электронная карта республики.


— Карта позволит любому жителю республики с помощью своего телефона узнать состояние воздуха в городе? Или, допустим, воды в Белой? — спрашиваю представителя фирмы-разработчика Сергея Митаковича. — Как прогноз погоды?


— Геопортал пока создается, — разъяснил Сергей. — Будет готов через три-четыре месяца, все зависит от заказчика — минэкологии республики. Но не вся информация будет доступна для простых граждан: названия предприятий, сбрасывающих стоки в воду и загрязняющих воздух, по карте мы узнаем, а вот сколько отходов они стравили, нет — это для служебного пользования. «Жаль», — произнес во мне внутренний голос рядового потребителя. В наш электронный век такая карта давно должна была уже служить народу.


Вот красивые макеты будущих жилых комплексов. Например, на улице Энтузиастов. Надземные паркинги предусмотрены, но только из расчета 65 машино-мест на сто квартир. А где будут ставить авто остальные 35 семей? Директор фирмы Татьяна Прыткова соглашается: сейчас почти в каждой семье есть автомобиль, но в градостроительных документах заложен норматив 0,5. Фирма же Прытковой самостоятельно увеличила его до 0,65. Стоимость места для железного коня от 700 тысяч рублей. Дорого? Однако они раскупаются. Часть машин останется во дворах.


Строящийся в квадрате улиц Аксакова — Красина — Зенцова жилой комплекс успел отметиться в средствах массовой информации конфликтной историей по поводу сноса старинного двухэтажного дома. Борцы за культурное наследие Уфы не смогли его отстоять. Другая проблема — парковки. Казалось бы, центр города, должны соблюдаться современные градостроительные нормы. Однако представитель фирмы Айрат Ахметов показал на макете предполагаемый 6-этажный паркинг лишь на 160 мест, хотя квартир по проекту более 600. То есть не выдержан даже существующий норматив 0,5. Зато стоимость машино-места от одного миллиона рублей!

Нехитрая важная мелочь

В реформы ЖКХ включились сотни малых предприятий и даже исправительные учреждения УФСИН. Последних как раз с добрым юмором отметил, открывая пленарное заседание зампремьера — министр ЖКХ РБ Михаил Киреев: «Чего только не производят в УФСИН, там есть все! Только нет нард». Собравшиеся шутку оценили деликатными улыбками. В экспозиции была представлена нехитрая продукция: крышки для колодцев, промышленные вентиляторы, скамеечки, плитки для мощения тротуаров, блоки «бессер». А вот продукция предпринимателя Сергея Яковлева с элементами ноу-хау почему-то не удостоилась никакой оценки. Яковлев демонстрировал электронный блок для озонирования мусоропроводов, оригинальные контейнеры для раздельного сбора мусора с защитой от ветра, почтовые ящики с шифром, скамейки и всякую красивую мелочь для обустройства дворов. То, что сейчас нужно. Причем изготовил творчески, с фантазией.

Когда архитектор без права голоса

Выставки свою задачу выполнили: лучше раз увидеть вживую, чем каждый день «листать» все это в интернете. Изделий и материалов, способных сделать жизнь в мегаполисе краше, комфортней, много. Но эти же выставки показали и другое: архитекторы и градостроители пока вынуждены исполнять роль обслуги девелоперов, без права решающего голоса при разработке и утверждении проектов будущих жилых массивов. Поэтому нет нужных паркингов, поэтому высотки агрессивно лезут в естественные леса, поэтому ужимаются территории парков.


— Мне посчастливилось поработать с выдающимся главным архитектором Уфы Фаритом Рехмуковым, — рассказал зампред Союза архитекторов РБ Урал Ураксин собравшимся за круглым столом коллегам. — Так вот он при разработке генплана Уфы резервировал участки городской территории на далекое завтра, как бы смотрел на столицу забегая на 20 — 25 лет вперед. Такая способность отличает профессионалов — градостроителей высокого уровня. Сегодня города развиваются под диктовку бизнеса, в объятиях которого находится и местная власть.


За круглым столом обсуждалась тема «Генплан города как гарантия комфортного проживания. Соцкультбыт. Перезагрузка». Искали варианты «российской мечты», в том числе уфимской. Вспомним «американскую мечту» об одноэтажной стране, о ней много написано. Теперь часто говорят о китайской. Кстати, для участия в круглом столе приехал из Шанхая наш земляк архитектор Михаил Узиков — сын известного журналиста газеты «Республика Башкортостан» (тогда «Советская Башкирия») Юрия Узикова.


— В Шанхае построены 2250 парков на 42 млн населения, причем правительство страны ставит перед девелоперами обязательное условие — включать в проект микрорайона парк. Парк затем остается на балансе застройщика, хотя не все они рентабельны. Но тем не менее благодаря твердой воле власти, отстаивающей интересы граждан, простой народ получает возможность отдыхать и релаксировать рядом с домом. В Китае в приоритете транспортная инфраструктура, поэтому там много сверхскоростных магистралей, молодежь любит перемещаться и делает это быстро и с комфортом.


В словах шанхайского уфимца невольно слышался упрек в адрес предыдущего руководства мэрии и региона, которое так и не смогло решить транспортную проблему, увлекшись сооружением точечных высоток. Уплотнение без развития дорожной сети породило клубок новых проблем. На этом фоне странно прозвучало заявление бывшей сотрудницы Главархитектуры Ольги Сарапуловой о том, что уфимцы тратят на проезд от дома до работы самое большее до 20 минут. И так говорил человек, считающий себя специалистом по управлению пространственным развитием мегаполиса. На самом деле жители Черниковки, едущие в часы пик в центр, тратят 1,5 часа, а зимой еще больше. Когда мне по долгу журналиста пришлось напомнить Сарапуловой об уфимских реалиях, она невозмутимо парировала: не надо ездить, пусть работают в интернете. Возникает вопрос: была ли эта дама когда-нибудь на нефтеперерабатывающем заводе, ЖБЗ или в любом другом цехе со станками?


— При разработке очередного генплана Уфы, — порекомендовал бывший главный архитектор столицы, а ныне работающий в Москве Рамзит Маскулов, — надо бы в рабочую группу включить местных специалистов, так как московские или питерские не могут похвалиться доскональным знанием особенностей нашего города.

А Уфа производит!

Руководитель московской мастерской «Архстройдизайн» Алексей Иванов очень точно подметил главную особенность Уфы — ее промышленный облик и посоветовал на это ориентироваться.


— Что Москва производит? Сразу и не вспомните, — обратился он к участникам круглого стола. — А Уфа производит! Мы все время говорим о благоустройстве, качелях, скамеечках: они тоже нужны, но не это же главное. Зарплата — вот что для горожан важно. Поэтому близость человека к работе — один из главных критериев оценки комфортности проживания. Нужно уделять серьезное внимание развитию транспортной инфраструктуры. Город — это всегда клубок проблем.


Кстати, в чем-то рассуждения Узикова и Иванова перекликаются. Так, в Шанхае новые территории начинают развиваться в социальном и культурном плане только после того, как крупные инвестиции бросают там якорь и начинается строительство промышленных комплексов и заводов.


Экономика, как ни крути, двигатель прогресса, архитектуры, ландшафтного дизайна и прочего городского тюнинга. Это мировая истина.

Опубликовано: 23.04.19 (09:07)
Статьи рубрики Социум
Старый мост, старая набережная.    

Написать комментарий



Вернуться