Газета «Республика Башкортостан»

Бурная жизнь «Зулейхи»

Каково быть обладателем «Золотой маски»

Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
Фото: из архива театра
версия для печати

Год театра оказался благосклонен к Башкирскому театру драмы, справляющему к тому же вековой юбилей: спектакль «Зулейха открывает глаза» стал обладателем специальной премии жюри драматического театра и театра кукол Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за сценическое прочтение одноименного романа Гузели Яхиной.

— Я рад тому, что «Маска» досталась не лично кому-то, — отмечает режиссер спектакля Айрат Абушахманов (напомним, что постановка была заявлена в шести номинациях), — это награда за весь спектакль, и все, кто трудился, оказались, таким образом, отмечены. Как и те, кто вообще работает в нашем театре.


Это реально было неожиданным для нас. Все держится в строжайшем секрете, никто даже не намекнул нам: «Наденьте, мол, костюмы». Когда спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» получал Гран-при фестиваля «Туганлык» в 2006 году, мне позвонили и сказали: «Ну, ты не приходи в шортах все же». Я сразу понял: «Что-то дадут».


А тут я даже речь не подготовил. Я вообще-то реалист и знаю, театры какого уровня, какие монстры выдвигают свои постановки на «Маску». Только список режиссеров зачитывали минут 15. Там были коллективы, которые ездят от Японии до Нью-Йорка. Это другая весовая категория. Когда мне говорили: «Будем за вас болеть», я отвечал: «Да не надо — это бесполезно. То, что мы там участвуем — уже победа».


Тем более, в список номинантов попали всего три национальных театра: якутский, театр Камала и мы.


На «Маске» часто бывает так, что спектакль настолько хорош, что отметить его надо, но Гран-при не дашь — есть постановки лучше. И тогда жюри как-то изворачивается и отмечает спектакль. Когда мы привозили «Черноликих», одна из членов жюри сказала: «Гран-при дать не можем, однако костюмы у вас очень хороши — этнические, в них не стыдно и по подиуму пройти» (вот так в 2016 году спектакль по мотивам повести «Черноликие» Башкирского театра драмы был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюму»: художник Альберт Нестеров — авт.).


Так вот, мы все сидим: главные «Маски» вроде розданы. Я расслабился. Мы уже ничего не слушаем, переговариваемся между собой и вдруг слышим самый конец фразы: «Зулейха» — Уфа». А что до этого говорили — непонятно, смотрим друг на друга: кому дали-то? Нас выталкивают, мы встали толпой и вышли на сцену. Как я уже упоминал, речь-то не подготовил, думаю, наговорил много глупостей, много кого забыл поблагодарить.


После награждения нас горячо поздравляли. Подошла Юлия Пересильд — она в фильме «Зулейха» играет одну из ролей.


А сейчас я испытываю огромное чувство ответственности за то, что грядущий фестиваль «Туганлык» открывается именно этим спектаклем.


Сразу после «Туганлыка» постановка едет на фестиваль «Навруз», посвященный башкирскому сценическому искусству. Затем театр принимает форум «Гостиный двор» в Оренбурге, после этого следует Ижевск, где покажут спектакли — лауреаты «Золотой маски». «Зулейха» посетит театральную Олимпиаду в Петербурге и уедет в Грозный, где соберутся коллективы 14 театров России.

Опубликовано: 26.04.19 (09:28)
Статьи рубрики Культура
Сцена из спектакля «Легионер».   Сабантуй начинается с юрты.  

Написать комментарий



Вернуться