Газета «Республика Башкортостан»

Как скрестить педагогику с классикой

Систему высшего образования ждут большие перемены. Будут ли они эффективны?«Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу», — говорится в Послании президента страны Федеральному Собранию. Когда глава государства задачей номер один называет обеспечение полноценного роста и развития наших детей и связывает будущее нашей страны именно с их счастливым детством, то все чаще начинаешь задумываться о сути педагогической профессии. О том, что и как мы должны делать, и чего, по возможности, избегать, работая на опережение.

Автор: Татьяна ШАБАНОВА, профессор. Гюльнара ОБЫДЕННОВА, профессор.
версия для печати
ТОЧКА ЗРЕНИЯКак скрестить педагогику с классикой Систему высшего образования ждут большие перемены. Будут ли они эффективны? «Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу», — говорится в Послании президента страны Федеральному Собранию. Когда глава государства задачей номер один называет обеспечение полноценного роста и развития наших детей и связывает будущее нашей страны именно с их счастливым детством, то все чаще начинаешь задумываться о сути педагогической профессии. О том, что и как мы должны делать, и чего, по возможности, избегать, работая на опережение.

Мы, две подруги, работаем в педагогическом университете не один десяток лет. За плечами годы и деканской работы, и деятельности в качестве заведующих кафедрами предметных дисциплин, профессоров кафедр. А начинали с ассистентов и прошли все возможные ступени карьерного роста в стенах вуза. Накоплен большой опыт сотрудничества со школами республики, средними специальными учебными заведениями. Неплохо знаем систему высшего образования во многих странах, в том числе США, Великобритании, Турции, Болгарии.

Сейчас наступил важный и исключительно ответственный момент для судеб педагогического образования в нашей стране: все более настойчиво стараются действовать сторонники ликвидации педагогического образования, посредством перевода его в общеуниверситетскую систему.

Необходимость инноваций не подвергается сомнению. Неслучайно в Послании Федеральному Собранию (2009 г.) президента России Д. А. Медведева отмечается, что «педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Предстоящие изменения должны не только сохранить, но и усилить основополагающие функции педагогического образования в обществе.

В связи с этим хотелось бы поделиться рядом размышлений на этот счет, основанных не только на своем профессиональном опыте, но и на позициях гражданской ответственности за происходящее в системе образования. Неслучайно в Башкирии, в Уфе, первым вузом был педагогический. Именно он нужен был обществу тогда, 100 лет назад, и в не меньшей степени востребован сегодня.

Общепризнанным фактом называется то, что моральная сторона общества, поведение людей, нравственный выбор, душевное состояние определяются влиянием семьи и религии. Иные попытки безусловно давали результаты, но мы там, где мы есть. Религия в душах старшего поколения пребывает скорее как пласт культуры, традиции. На что может опираться семья в поиске ценностей, кроме религии? Где она получит верное пасторское слово? Парткомитета (слава Богу!) нет. Куда идти? Кто верит, пойдет к священнику, мулле, раввину, а куда податься нам, грешным, с миллионами ежедневных проблем? Порой и авторитет учителя, его ласковое, а иногда строгое слово способно помочь.

Надо иметь в нашем обществе отдельный институт, который занимался бы подготовкой профессионалов-педагогов, готовых учить не только своему предмету. Нам нужно сохранить педагогическое образование как гражданский институт. Используя метафору, можно сказать, что в системе педагогического образования нужно готовить профессиональных педагогов-«пасторов», на которых следует возложить ответственную миссию «пасторского» служения детям, их родителям, семье, обществу в целом. С этим способен справиться не просто учитель-урокодатель, а настоящий человек, способный любить, поддерживать, направлять.

Многим эти качества даны от природы, но их следует развивать, учитывать психологические особенности детей и взрослых, всегда исходя из одного: не навредить.

Не хотелось бы, чтобы это выглядело тяжелой артиллерией в нашей аргументации отстаивания педагогического образования, но имена властителей дум в нашем обществе — Л. Н. Толстого, А. И. Солженицына связаны прежде всего с педагогикой. Рассказы для детей Льва Николаевича педагогически назидательны, они конкретно учили, какие ценности должен исповедовать ребенок, и этот дидактический материал использовался в его школе. А. И. Солженицын сам был учителем. Список замечательных педагогов, воспитанных нашим высшим педагогическим образованием, можно продолжать бесконечно.

Когда человеку хорошо? Когда у него душа спокойна. Душа — категория духовная. Наравне с деятелями культа, инженерами человеческих душ являются и педагоги. Нужно обязательно сохранить педагогическое профессиональное образование как гражданский институт подготовки профессионалов — носителей культурных и духовных ценностей, способных нести миссию просветителя, наставника семьи, учащихся, студентов.

Как сделать так, чтобы это стало реальностью?

Наверное, стоит немного притормозить, оглядеться, осмыслить, что нам реально нужно от системы высшего образования. Там работают такие же люди, иногда не очень компетентные, привыкшие работать схоластически, не имеющие целостного мышления и не всегда владеющие категориями гражданской добродетели. Вышли постановления о новом поколении стандартов. Мы находимся в новой реальности и видим, что двухступенчатое образование с бакалавриатом и магистратурой — это универсальная система образования. Не забыть бы в ней о фундаментальной основе. А для нас важно, чтобы не был вместе со знаниевой парадигмой выплеснут из корыта, то есть системы высшего образования, выпестованный нами, нашей культурой и понятно для чего рожденный наш ребенок — педагог-профессионал.

Все это возвращает нас к судьбам системы педагогического образования, которая является уникальной и высокооцененной в мире и должна быть сохранена. Эта позиция сформулирована президентом Российской Федерации.

Предложение президента о присоединении педвузов к классическим университетам относится к тем, которые не сумели перестроить свою профессиональную деятельность, и к негосударственным, наводнившим образовательную систему невостребованными выпускниками с низким качеством подготовки.

Важно подчеркнуть, что присоединение педвуза к классическому университету в любом регионе (у нас — тоже) привело бы к монополии, ликвидируя внутриотраслевую конкуренцию и соревновательный дух, немало способствующий повышению качества подготовки специалистов. При этом важно обратить внимание на то, что особенность программ педагогического образования, в отличие от программ классического, заключается в том, что они в большей мере отражают культуру и опыт духовно-нравственного воспитания региона.

Наша республика имела опыт создания классического университета на базе пединститута (в 1957 году). Однако через 10 лет пришлось создать новый педагогический институт из-за крайне слабой обеспеченности школ республики высококвалифицированными учителями.

Уже по определению классические университеты решают другие сложные и важные задачи, а подготовка учителей в них играет второстепенную роль. Большинство их воспитанников, как правило, имеет непедагогические планы в профессиональной самореализации. В основном в школу идут те, кто не нашел другую работу или имеет слабую психолого-педагогическую подготовку.

Одно из достижений развития системы образования Республики Башкортостан связано с БГПУ имени М. Акмуллы, получившим признание в республике, стране и за ее пределами. Это крупный, современный и авторитетный научно-образовательный комплекс.

Университет — единственный в республике, один из немногих вузов страны, имеющий сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) системы менеджмента качества вуза применительно ко всей образовательной деятельности.

Поэтому неслучайно возникла концепция создания на базе БГПУ имени М. Акмуллы крупного научно-образовательного центра в Республике Башкортостан и Приволжском федеральном округе, поддержанная президентом нашей республики Р. З. Хамитовым.

Мы понимаем сложность этой задачи, необходимость преодоления противоречий. Но этот путь является единственным в оптимизации системы педагогического профессионального образования нашей республики.

Опубликовано: 13.12.10 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий



Вернуться