Газета «Республика Башкортостан»

За бедного пахаря замолвите слово

Как поднять престижность аграрных профессий?Известная певица дает интервью телерепортеру. Когда речь зашла об особенностях современной эстрады, она с пренебрежительной улыбкой вспомнила былые «совковские» времена, когда «песни и музыку создавали с ориентиром на доярок и трактористов», типа «выходил на поля молодой агроном». Затем, довольная своими словами, громко засмеялась.

Автор: Садит ЛАТЫПОВ.
версия для печати
СУБЪЕКТИВЗа бедного пахаря замолвите слово Как поднять престижность аграрных профессий? Известная певица дает интервью телерепортеру. Когда речь зашла об особенностях современной эстрады, она с пренебрежительной улыбкой вспомнила былые «совковские» времена, когда «песни и музыку создавали с ориентиром на доярок и трактористов», типа «выходил на поля молодой агроном». Затем, довольная своими словами, громко засмеялась.

Ерничанье московской «звезды» в отношении людей от пашни и фермы явление, к сожалению, не случайное. Селянин, пахарь, животновод для людей «высокого искусства», ежечасно, ежедневно мелькающих на экране российского телевидения, уже давно стал человеком второго сорта. На первом месте теперь — бандиты, мошенники, уголовники и следователи.

Уверен, среднестатистический зритель часто задумывается над вопросом: чем, с какой целью продиктованы такие программы основных каналов российского телевидения? Почему человек созидательного труда в них отодвинут на задний план? Чем объяснить усиливающуюся пропаганду удовольствий, стяжательства, агрессивности, ведущих человека к себялюбию, корысти, равнодушию, к соблазнам «красивой» и легкой жизни?

В книге писателя В. Возовикова «Эхо Непрядвы» (в ней рассказывается о событиях давно прошедшего времени) есть такие слова: «Чтобы государство погибло, достаточно сделать презираемым труд пахаря, кузнеца и воина, а сделано было куда больше. Если же кто-то пытался поднимать голос против всеобщей бездуховности, против продажности чиновников, пошлых и убаюкивающих песнопений, против сплоченного общества тайных и явных изменников, против начальствующих лодырей и дураков, его или тихо устраняли или яростным хором обвиняли в очернительстве, ортодоксальности, опасной агрессивности, даже в бунте и подрыве устоев!..»

Согласитесь, многое из того, что стало причиной гибели древних государств, напоминает явления и события современной истории. Пропагандистская машина постсоветского времени уже добилась многого в том, чтобы «сделать презираемым труд пахаря, кузнеца и воина». Какова жизненная мечта нынешних старшеклассников, готовящихся получить аттестат зрелости? Стать инженером, агрономом, зоотехником? Наиболее откровенный и вполне характерный ответ содержится в словах молодого человека, поделившегося своими размышлениями по этому поводу с журналистом одной из московских газет: «Мне все-равно, кем стану, лишь бы меньше работать, больше получать».

А ведь в России с древних времен трудолюбие было характерным выражением духовности. Не случайно в старину крестьянин, землепашец в народных сказках выступал в роли богатыря, труженика, стоящего на страже целостности, могущества страны и неразрывно связанного с землей. Да что там кино, сейчас русскую народную песню в месяц раз не услышишь…

Не так давно в одном из сельских районов мне невольно пришлось быть свидетелем разговора сравнительно молодых родителей со своим сыном-школьником. Кажется, в тот день мальчишка по какому-то предмету заработал «двойку» и в наказание был лишен возможности «поиграть на компьютере». Папа в завершение воспитательной беседы с подчеркнутой строгостью произнес: будешь учиться плохо, пойдешь в трактористы!

Удивительно, но факт: в школах теперь запрещено занимать детей работой по уборке помещений, ремонту инвентаря, не говоря уже об участии в полевых кампаниях. Да что там школы! Даже в средних специальных учебных заведениях, где учатся вполне зрелые и здоровые юноши и девушки, уборка в учебных аудиториях и коридорах возложена на плечи штатных техничек. На территории техникумов, училищ, колледжей, где во время перерывов между занятиями курят, сорят те же студенты, порядок поддерживают пожилые тети и дяди.

Впрочем, вернемся к труду агрария. В последние годы престижность сельской профессии, в том числе пахаря, животновода, упала так низко, что работать на земле уже становится некому. Прав наш башкирский публицист Марсель Кутлугаллямов, утверждающий, что «Россия может заиметь мощную армию с современным оружием, успешно провести модернизацию, достичь технологических высот, но никогда не станет самодостаточной мировой державой, пока ее сельское хозяйство будет находиться в состоянии перманентной борьбы за выживание». Певица, позволяющая себе ерничать в отношении селян, однако, тоже не воздухом питается, а хлебом, молоком из рук тех же трактористов и доярок. И среди них немало талантов, достойных всенародного признания и почитания. Мне за долгие годы работы собкором республиканской газеты доводилось встречаться с комбайнерами, трактористами, водителями автомобилей, которых по праву можно называть мастерами, виртуозами в своем деле. Одним словом, талантом! Но, в отличие от пресыщенных жизнью околотелевизионных дам и господ, они получают за свой труд копеечную зарплату и с трудом сводят концы с концами. Где логика? Стоит ли в связи с этим удивляться, что молодежь при первой возможности старается уехать из дома, лишь бы не остаться в деревне. А каков процент тех, кто после окончания аграрного вуза или техникума работает по полученной специальности? Мизер! Вот и получается в итоге так, что на земле современных сельхозкооперативов пашут, сеют, убирают в основном заезжие, прикомандированные механизаторы, а зоотехническую, агрономическую, ветеринарную, инженерную службы возглавляют самоучки или, в лучшем случае, выпускники училищ и техникумов. Откуда в этих условиях взяться на селе передовым технологиям, модернизации, о которых денно и нощно талдычат высокопоставленные чиновники и политики? Они вроде бы не знают, что сейчас на многих фермах в России ради выживания и сокращения затрат отказываются от средств механизации производства и переходят на вилы и лопаты, вручную раздают корма и убирают навоз. Что значительная часть пашни из года в год теряет силу, годами не получая минеральной, органической подкормки и должного агротехнического ухода. Что за минувшие реформаторские два десятилетия с карты России исчезли более двадцати тысяч деревень, около десяти тысяч находятся на грани вымирания.

В поисках выхода из сложившейся ситуации государство идет на разные приемы, прибегая к чужому опыту, но он не способен обеспечить желаемых результатов. Скажем, нынешние сельхозкооперативы — это худший вариант бывших колхозов, лишивший селянина и без того малых прав и главное — достойной зарплаты. Необходимо начинать, по мнению самих же селян, с возрождения престижности, авторитета аграрной профессии. Бесспорно, специальности механизатора, животновода, агронома, зоотехника должны быть привлекательными по зарплате, условиям работы, социальной защищенности. Но вместе с тем необходимо сделать так, чтобы труд их был уважаем в обществе. Уважаемым и почитаемым в неменьшей степени, чем труд писателя, артиста, банкира…

Отношение человека к труду, к будущей профессии закладывается в семье и школе. Почему бы не возродить практиковавшуюся в прошлом профориентационную работу в школах, не приобщать детей к работе в столярной, ремонтной мастерских, на ферме, в поле?

Непонятно, чем не нравятся нынешним реформаторам образования, скажем, ученические производственные бригады, которые в свое время являлись подлинной школой трудового и нравственного воспитания детей? Или уроки труда, проводимые с участием аграрных специалистов? Шефство школ над животноводческими фермами?

Между тем в республике есть школы, где сумели сохранить и до сих пор практикуют эти формы работы с детьми. Богатый опыт накоплен, например, в Кош-Елгинской школе Бижбулякского района. Ее выпускники вместе с аттестатом зрелости получают еще и удостоверения тракториста-машиниста, швеи, знают основы земледелия, растениеводства, животноводства, пчеловодства. Школа располагает набором сельхозмашин, техники, ремонтной мастерской, пашней. Старшеклассники принимают участие в полном цикле полевых работ — от подготовки почвы до уборки урожая. На свои заработанные деньги школа приобретает инвентарь, оборудование, организовывает экскурсии, походы, культурно-массовые мероприятия… По качеству образования, поступаемости выпускников в вузы Кош-Елгинская школа — одна из лучших в районе. На ее базе некоторое время назад проводился даже республиканский слет ученических производственных бригад. Но пока опыт бижбулякцев стал достоянием лишь ограниченного числа школ.

По старой профессиональной привычке в летнее время люблю бродить по полям, любоваться красотой хлебной нивы. К сожалению, в последние годы пейзаж родных просторов меняется не к лучшему. Из сезона в сезон все чаще натыкаешься на заброшенные поля, заросшие бурьяном. Затем с чувством глубокого разочарования и недоумения воспринимаешь официальную статистику, рассказывающую о «высоких достижениях» по части земледелия и «неуклонном росте отдачи пашни». Кого обманываем, для чего создаем иллюзию благополучия? Как будем жить завтра?

Опубликовано: 16.12.10 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
   

Написать комментарий



Вернуться