Газета «Республика Башкортостан»

Ильдар Мусин: Только рентабельные муниципалитеты обеспечат людям

На III Съезде муниципальных образований Республики Башкортостан, прошедшем 30 сентября в Уфе, был избран новый состав правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». В тот же день на первом организационном заседании правления его председателем единогласно был избран глава администрации муниципального района Караидельский район Ильдар Гаязович МУСИН. Месяцем позже он стал председателем Совета Башкортостанского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления. Об основных принципах построения власти на местах с новым руководителем Ассоциации беседует наш корреспондент.

Автор: Беседовала Галина ФЕОКТИСТОВА.
версия для печати
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦАИльдар Мусин: Только рентабельные муниципалитеты обеспечат людям достойную жизнь На III Съезде муниципальных образований Республики Башкортостан, прошедшем 30 сентября в Уфе, был избран новый состав правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». В тот же день на первом организационном заседании правления его председателем единогласно был избран глава администрации муниципального района Караидельский район Ильдар Гаязович МУСИН. Месяцем позже он стал председателем Совета Башкортостанского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления. Об основных принципах построения власти на местах с новым руководителем Ассоциации беседует наш корреспондент.

— Ильдар Гаязович, вы избраны на должность председателя правления Ассоциации совсем недавно. Успели освоиться и определить лично для себя задачи как руководителя этой организации?

И.Г. Мусин.

— Хочу напомнить, что Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» действует уже более четырех лет на основании Учредительного договора, подписанного всеми главами администраций муниципальных образований республики. При создании организации были определены и ее основные цели — обеспечение защиты прав муниципальных образований и представление их общих интересов. В эти понятия, в частности, входят: координация деятельности членов Совета по развитию правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ местного самоуправления, организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований в решении социальных, экономических и иных вопросов между собой с органами государственной власти и многое другое. Конечно, с начала действия Ассоциации появилось немало определенных наработок в сфере реализации местного самоуправления, созданы механизмы решений конкретных проблем. Совет муниципальных образований Башкортостана оказывает методическую помощь, содействует подготовке и переподготовке кадров для местного самоуправления, организует конкурсы среди муниципальных образований по развитию местного самоуправления, культурно-массовые мероприятия, осуществляет в установленном порядке редакционно-издательскую деятельность и многое другое. Словом, ведет самую обширную деятельность.

На III Съезде муниципальных образований республики президент Башкортостана Рустэм Хамитов поставил перед муниципальными образованиями региона серьезные задачи. Первоочередная из них — развитие финансовой базы местной власти. Мы должны исполнить эти требования. Съезд поднял основные проблемы муниципальных образований и принял соответствующую резолюцию (основные направления деятельности на последующие годы). В числе ее многочисленных рекомендаций — разработка и принятие Концепции развития местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2011 — 2015 годы, утверждение Программы государственной поддержки и развития местного самоуправления на 2011 — 2012 годы с финансовым сопровождением.

Так что на данном этапе как руководитель организации, объединяющей все муниципалитеты республики, я должен работать в направлении дальнейшего совершенствования системы местного самоуправления. Необходимо повысить эффективность работы, увеличить доходы собственных бюджетов, организовать более тесное взаимодействие со своими коллегами и с представителями других уровней власти, развивать и поддерживать инициативу населения и улучшать качество жизни людей.

— Как вы думаете, почему именно вас избрали председателем? Ведь выбор был большой: в Ассоциацию входит 895 муниципальных образований.

— Действительно, муниципальных образований много, но членами правления Ассоциации являются 17 глав муниципальных районов и городских округов. Избрание на эту должность для меня стало неожиданностью. Наверное, высокое доверие оказано после детального изучения деятельности нашего муниципального района. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления у нас неплохие. В последние годы по итогам мы занимали 1 — 6 места по республике. Учли, думаю, и мой большой опыт, и стаж муниципальной службы. Новая работа требует большой ответственности, и я постараюсь оправдать доверие членов Ассоциации и своих земляков.

— Общественная работа не помешает вашей основной деятельности, которая тоже требует большого напряжения сил?

— Думаю, не помешает. Наоборот, она должна помочь основной работе. Деятельность главы администрации тесно связана с каждодневной работой органов местного самоуправления. Я получил возможность лично изучить опыт других муниципальных образований. И все новое, передовое можно будет использовать и в Караидельском районе. Кроме того, выполнять свои функции мне помогает исполнительный аппарат Ассоциации. Кстати, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» представляет интересы Совета не только во взаимоотношениях с органами государственной власти Башкортостана, но и Российской Федерации, а также с органами управления общероссийского конгресса муниципальных образований.

— Реальные ли сроки поставил президент Башкортостана Рустэм Хамитов, говоря о преодолении бюджетного дефицита муниципальных образований до конца года? Некоторые депутаты предложили изменить принципы формирования бюджетов. Что вы об этом думаете?

— Здесь необходимо уточнить: президент республики поставил перед муниципальной властью задачу до конца года разработать стратегию вывода своих территорий из состояния хронического бюджетного дефицита. Дело в том, что бюджеты большинства муниципальных образований на 70 и даже более процентов формируются за счет республиканских ресурсов. Чтобы обеспечить людям достойную жизнь, у каждого руководителя должен быть ясный план, как сделать свой город, район рентабельным. Считаю, что для этого, в первую очередь, нужно обеспечить полноценный сбор всех видов налогов. Провести полную инвентаризацию имущества и земли, ужесточить требования по оформлению прав пользования ею. Поменять заявительную форму оформления на обязательную.

Вместе с тем, в дальнейшем необходимо внести изменения в законодательство о распределении федерального и регионального налогов в пользу бюджета муниципальных образований. Считаю, что налоги на добычу полезных ископаемых и на прибыль в максимальном размере нужно оставить в местном бюджете. Необходимо создать эффективно работающую налогооблагаемую базу в районе, в сельских поселениях. Смело развивать субъекты малого и среднего предпринимательства.

— Каково ваше видение стратегии развития района, который вы возглавляете?

— Администрация Караидельского района уже разработала комплексную программу социально-экономического развития на 2011 — 2015 годы, в которой изложена стратегия развития района. Сейчас она находится в Уфе на экспертизе.

Главная наша цель — стабильное улучшение качества жизни, совершенствование среды обитания населения района. Это, прежде всего, хорошая работа и достойная зарплата, нормальные условия для рождения, воспитания и обучения детей, наличие удобного жилья, возможностей пользоваться гарантированными услугами здравоохранения и социального обеспечения, свобода реализации и развития личности в духовном и материальном плане. Это и политическая стабильность, экологическая и общественная безопасность, образовательные, культурные и досуговые возможности. Основными приоритетами в социально-экономической политике Совета и администрации района являются увеличение числа рабочих мест, повышение покупательной способности и улучшение здоровья людей, пропаганда здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения.

Сущность экономических преобразований состоит в том, чтобы, не нарушая существующие производственные специализации, выделить самостоятельные, базирующиеся в первую очередь на местных ресурсах. Приоритетными из них являются следующие: производства с принципиально новыми эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья, в частности древесины; производства и виды деятельности, базирующиеся на использовании других местных ресурсов, а также те, которые обеспечивают экологическую безопасность района. В этом ряду стоят: развитие агропромышленного комплекса, развитие туризма и строительство объектов оздоровления.

Мы должны поднять экономику на новый уровень, основанный на экономичном расходовании ресурсов, освоении наукоемких производств, новациях. Для этого мы должны участвовать в республиканских и федеральных инвестиционных проектах.

— Какое звено в органах местной власти, по-вашему, самое слабое? Что нужно сделать, чтобы поднять уровень этих руководителей?

— Секрета здесь нет. Пока самым слабым звеном в структуре местной власти в силу многих обстоятельств являются сельские поселения. В соответствии с федеральным законом № 131 главам сельских поселений переданы для исполнения на своей территории такие же полномочия, как главе администрации района. Сельским поселениям нужны специалисты, умеющие анализировать и прогнозировать социально-экономические процессы, принимать ответственные и компетентные решения.

В первую очередь, главам сельских поселений следует четко определять перспективы социально-экономического роста своей территории, добиваться ее развития, создавать налогооблагаемую базу и тем самым формировать самодостаточный бюджет. На его основе реализовывать все переданные полномочия по решению вопросов местного значения. Это программа-максимум для глав сельских поселений. Но надо понимать, что без активного участия самого населения даже с вполне приличным бюджетом нельзя добиться должного эффекта. Повысить инициативу, самосознание жителей позволит слегка подзабытый институт старост, к которому обратились уже во многих районах республики. Задача старосты сегодня — в изменении психологии людей, в превращении их из потребителей в производителей. Конечно, перекладывать на плечи старост решение вопросов местного значения не стоит. Мы видим в них активных помощников, единомышленников, умеющих работать в команде. Они не только акцентируют внимание властей на проблемах, волнующих земляков, но и выходят с предложениями, направленными на их решения, являются организаторами и активными участниками мероприятий, проводимых на селе. А для решения каких-то конкретных хозяйственных задач можно создавать ТОСы — территориальные общественные самоуправления.

Важно также планомерно решать социальные вопросы. Необходимо укреплять село молодыми кадрами, готовить их к работе по управлению производством и активно вести патриотическое воспитание подрастающего поколения.

— В заключение, несколько слов о ближайших планах органов местного самоуправления…

— Безусловно, планов много. Я остановлюсь тезисно на основных. Одно из ближайших масштабных мероприятий — выборы в представительные органы сельских поселений, намеченные на март 2011 года. Мы постараемся провести их на высоком организационном уровне.

Другое важное направление деятельности продиктовано требованиями Градостроительного и Земельного кодексов, согласно которым, до 1 января 2012 года следует разработать генеральные планы сельских, городских поселений, городских округов и схемы территориального планирования муниципальных районов. Надо признать, что пока очень немногие подошли к этому вопросу ответственно. Между тем на реализацию проектов в распоряжении местных властей остается только год.

Ну и, самое главное, необходимо решить задачу, которую поставил перед нами президент Башкортостана Рустэм Хамитов, — создать благоприятную обстановку для населения на местах. В это понятие входит очень много составляющих. Но, прежде всего, — обеспечение работой, достойной заработной платой, жильем.

Для всего этого сегодня нужны крепкая экономическая основа, согласованные действия всех органов местного самоуправления, общественных формирований по реализации поставленных задач. И, конечно, доверие граждан к власти.

Опубликовано: 21.12.10 (00:00) Республика Башкортостан
   

Написать комментарий



Вернуться