Газета «Республика Башкортостан»

Не торопись удивлять, больше удивляйся сам

В малом зале Союза художников РБ открылась выставка Юлая Басареева

Оставим за дверьми нервные всполохи рекламных огней, злобный грохот машин, сбивающихся на перекрестках в разъяренную стаю, глухой, тревожный сумрак заметенных дворов, освещенных тусклым светом фонарей.

Автор: Елена ШАРОВА.
версия для печати
Выставки Не торопись удивлять, больше удивляйся сам В малом зале Союза художников РБ открылась выставка Юлая Басареева

Оставим за дверьми нервные всполохи рекламных огней, злобный грохот машин, сбивающихся на перекрестках в разъяренную стаю, глухой, тревожный сумрак заметенных дворов, освещенных тусклым светом фонарей. Нас ждет совсем другой мир, словно тайное окно вдруг распахнулось в стальное безмолвие зимних снегов, негромкую музыку сухого шелеста истомившейся жарким летом листвы, ледяное стаккато истончающейся наледи, сползающей с крыш, негрустную сонливость изысканного переплетения зябких осенних деревьев.

Акварели Юлая Басареева можно перелистывать как книгу, раз за разом открывая в кажущейся простоте, словно в свободно льющейся мелодии, все новые и новые нюансы. Они превращают полотно в многомерную картину, затягивающую в пространство свободного от шпилей многоэтажек сельского пейзажа. В пастельных золотисто-голубых тонах отражающиеся в ледяной от недавнего мороза воде облака и уже распушившиеся в предчувствии буйного расцвета деревья, ломаная графика мертвых трав вдруг открывают притулившуюся к берегу лодочку, ждущую пассажира, готового пуститься в странствие по извилистым изгибам разлившейся реки. Чаша высокого стылого неба, опрокинувшаяся над пуховой, местами утоптанной периной сугробов, оказывается прикрыта, словно занавесом, хрупкими стволами молодых деревьев, нахлобучивших на верхушки пожухлую шапку прошлогодней, готовой сорваться стайкой невесомых птиц листвы. Затянутое желтоватой, даже на вид склизкой тиной забытое озеро — словно иллюстрация к готическим романам, хранящая тайну притаившегося где-то за холмами жилища нелюдимого, замкнувшегося в себе семейства.

Родившийся в деревне с уютным названием Ильина Поляна в Благовещенском районе, Юлай Сахиевич и не вспомнит, когда, взяв в руки карандаш, вдруг понял, что детское увлечение «точкой, точкой, запятой» переросло в жгучее желание остановить налетающие друг на друга льдины на буйной реке. Разбросать сизую ленточку мелкого ручейка между пушистыми холмами, звенящими сонной послеполуденной серенадой кузнечиков. Акварель считается, пожалуй, самым сложным жанром живописи: та самая «аква», что придает полотну легкость и переливающуюся текучесть, может в момент испортить картину не так положенным пятном, которое не изничтожить ничем.

Но Юлай Сахиевич не портит себе жизнь сомнениями и неуверенностью: «Я просто пишу с натуры, как вижу, не думая и не вникая в сложности ремесла. Пейзаж и портрет — мои любимые жанры. Я не могу сказать, что меня цепляет красота того или иного места или «лица необщее выражение». Все естественно: я вижу холм, речку, луг, мимо которых люди проезжают тысячи раз, и чувство сопричастности именно к этому месту, чаще всего, ощущение умиротворенности заставляет меня взяться за кисть. Я не задумываюсь над тем, что же особенного в этом пейзаже, — я просто пишу его и получаю от этого огромное удовольствие.

А в качестве «моделей» меня привлекают, в основном, люди пожилые, уже много повидавшие: на их лицах внимательный взгляд прочитывает прожитую ими жизнь, характер, их отношение к миру, себе, друг к другу.

Эта выставка — итог моих сомнений в том, стоит ли выносить напоказ свои чувства, свою откровенность, поселившуюся на кончике кисти. Как говорили мои учителя: «Не торопись удивлять, больше удивляйся сам». Думаю, сейчас нужно остановиться, подумать о жизни, порадоваться тому, что у тебя есть».

Плох тот учитель, что не испытывает чувство удовольствия от успехов своих учеников. А за 28 лет педагогического стажа, думается, Юлай Сахиевич выпустил немало воспитанников. Пусть и не все они связали свою жизнь непосредственно с творчеством, но наверняка научились, подобно своему наставнику, ценить каждую минуту жизни, отпущенной нам как дар. Каждое мгновение, наполненное запахом скошенной травы или морозной свежестью новогодних метелей. «Я учу их азбуке искусства, а уж их дело научиться «складывать» их на холсте в картину жизни, — считает Юлай Сахиевич. — И все равно, какой жанр они выберут. Я считаю, хороший учитель должен разбираться во всех направлениях искусства и оценивать их не по своим пристрастиям, а по профессионализму и мастерству, с которым они выполнены. Гармоничное ассоциативное сочетание красок на полотне тоже нередко вызывает ощущение красоты и соразмерности. Но если это не от души, не твое, лучше не браться за подражание мастеру. Надо развивать то, что тебе дано свыше. Делать что-то одно, но хорошо, чем много и небрежно».

А в общем, похоже, Юлай Басареев — счастливый человек, который когда-то приехал из Стерлитамака в Уфу и начал все с нуля, надеясь только на себя. Вырастил сына. Эдуард — студент пятого курса театрально-декоративного факультета УГАИ. Есть и лапочка-дочка Эльвира. Дом вот надо достроить, собаку завести. И рисовать. «У меня так пока не получилось, — размышляет Юлай Сахиевич. — Но, может, всему свое время: «Миры, сокрытые во мне, заждались своего рожденья».

Опубликовано: 27.12.11 (00:00) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   

Написать комментарий



Вернуться